Василий Кандинский «Рейн»

Описание гравюры Василия Кандинского «Рейн»   

Кандинский ощущал, что его внутренний мир наполнен символическими образами, представляющими собой единое, неразрывное целое, но найти взаимосвязь между этими образами ему пока не удавалось. В 1903 году, посредством образов, состоящих из символов внутреннего мира, он делает попытку соединить «разрозненные элементы» в одно целое, избрав для этой цели новую технику – ксилографию. Результатом творческих поисков, предпринимаемых в разных направлениях, стало создание альбома «Стихи без слов», куда и вошли черно-белые гравюры, предназначенные для русской публики.

Романтическое странствие – основная сюжетная линия гравюры «Рейн», с которой начинается альбом, выполнена художником в новом иконографическом варианте. В Германии, у служителей искусства с незапамятных времен сложилось благоговейное отношение к Рейнским землям,  и для Кандинского, с раннего детства «знакомого» с миром Средневековья, легенды об этих таинственных местах, вызывали бурю эмоций. Учитывая, что жизнь Габриэллы была тесно переплетена с рейнскими городами, а чувства двух влюбленных сердец из-за разлуки находились на пике развития, Кандинский и получил тот эмоциональный импульс, заставивший его создать образ этого романтического путешествия.

Противопоставление фигур в данной работе можно объяснить ситуацией, возникшей в их отношениях: Габриэлла, сетовавшая на свой слабый характер, на этот раз проявила непреклонность, устав от необходимости скрывать свои чувства. Об этом свидетельствует поза женщины, скрестившей руки; гребец склонился перед таким проявлением стойкости. В данной ситуации, может возникнуть соблазн буквальной интерпретации сюжета, но на самом деле, автор символически передал через женскую фигуру ту силу, посредством которой гребец должен прийти к овеянной тайной цитадели, представляющей собой замок Грааль, и это высшая духовная цель, «внутренний город» художника.

Буква «К», помещенная в треугольник, является личной монограммой, которую Кандинский вместо подписи использовал в «Рейне». В этом произведении он впервые изобразил данную фигуру, которая во многих религиозно-мистических традициях разных народов символизирует стремление к высшему единству. Преодолевая внутренние противоречия, художник постоянно искал пути обретения духовной целостности, но всегда полагался на собственные силы.

rein

1903 г. Ксилография. 15,8 х 6,9 см.
Городская галерея в доме Ленбаха, Мюнхен, Германия



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *