Василий Кандинский «Дама в Москве (Женщина в Москве)». Описание картины

Эта картина представляет собой исключение из всего творческого наследия Кандинского. На ней – единственное узнаваемое изображение – фигура женщины с розой в руке. Но даже здесь она соседствует с абстрактными «мыслеформами», которые как будто приплыли сюда из других картин.

Героиня картины может быть идентифицирована не столько с образом русской женщины, москвички, сколько с главной идеей символистской эстетики – Софией, воплотившей истинную природу реальности. Иконографически она выписана так, что невольно отсылает к фигуре Софии с огненным лицом, руками и крыльями.

Согласно русскому философу Вл. Соловьеву, София была порождена Творцом, но совершила измену по отношению к нему, поэтому стала материальной и обрела человеческую внешность. Она еще имеет шанс вернуться к своему духовному предназначению и воссиять как чистая идея. Эта надежда на картине выражена в форме абстрактных образов слева и сверху, которые кажутся неуместными на фоне близкого к реалистическому пейзажу с домами, фонарями, повозкой, фигурами людей. Черное пятно, готовое закрыть солнечный диск, олицетворяет преграду, которая мешает Софии вернуться в свое первоначальное духовное состояние

Но трагизм, воплощенный в черной бесформенной фигуре, еще не всеобъемлющ. Тогда как всего через год, в 1913, в России будет создана опера «Победа над солнцем» (авторы Крученых, Малевич и Матюшин), в которой провозглашен пафос победы тьмы над светом.

 
Василий Кандинский «Дама в Москве»

«Дама в Москве (Женщина в Москве)» 1912 г. Холст, масло. 48,5 x 69,5 см.
Городская галерея в доме Ленбаха, Мюнхен, Германия



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *