Кандинский. Московский период

amazКандинский покинет Германию только в 1914 году в связи с началом Первой мировой войны. Сначала он вместе с Габриэль Мюнтер приедет в Швейцарию, а затем, расставшись с ней, в одиночку вернется на родину. Вскоре художник начнет отношения с Ниной Андреевской, которая станет его женой в 1917 году.

Кризисное время, охватившее весь мир в этот период, стало очень сложным и для Кандинского. В его творчестве будут и романтические фантазии, и работы в стиле импрессионизма, и полуабстрактные полотна. При этом формы становятся все более геометризированными, что связано с общими тенденциями того времени.

Оказавшись вновь в России, Кандинский становится активным участником русской общественно-политической жизни. Он принимает участие в разработке вопросов музейной реформы и художественной педагогики, сотрудничая с ИЗО Наркомпроса, пишет статьи, участвует в организации музеев.

Будучи председателем Государственной закупочной комиссии Музейного бюро Отдела ИЗО, Кандинский принимает участие в учреждении 22 музеев. Художник становится вице-перзидентом РАХН, почетным профессором Московского университета. Он продолжает создавать картины. В этот период появляются работы «Амазонка в горах», «Амазонка».

Кандинский работает над своей автобиографией, которая будет опубликована под названием «Ступени». В это же время особенно активно Кандинский занимается преподаванием. Он работает в Свободных мастерских, во Вхутемасе. При этом к педагогической работе художник тоже подходит творчески. Он пишет педагогическую программу, направленную на анализ формы и цвета. Эта программа была призвана реализовать в педагогике теоретические идеи Кандинского, сформулированные еще в работе «О духовном в искусстве».

Подобный же учебный план он составляет и для Института художественной культуры. Однако руководство учебного заведения не поддерживает это начинание, отдавая предпочтение конструктивному расположению материалов и их точному анализу и отрицая в искусстве все иррациональное. Кандинский же отстаивает свои взгляды, утверждая, что абстрактное искусство не только имеет право на существование, но и отличается особыми принципами, позволяющими ему называться искусством.

С течением времени такое противостояние Кандинского и его коллег, сопровождающееся многочисленными нападками, становится все более острым. Такое сложное положение дел побуждает художника вновь уехать из Москвы в 1921 году.